Спасение рубля в 2015 году

14 января 2015 г. — Банки России

Что в предстоящем году Центробанк может сделать для того, чтобы укрепить позиции рубля
Для поддержания курса рубля эксперты дали согласие на вливание в рынок валюты, в то время как ЦБ увеличил показатель ключевой ставки до 17-процентного значения. По мнению экспертов, данных мер должно хватить, чтобы стабилизировать рублевые позиции до наступления 2015 года.
 
Между тем, в новом году этого может быть недостаточно. Власти вынуждены будут воспользоваться режимом ручной настройки, так как факторы геополитического характера будут оказывать влияние на рубль. Не так давно руководители компаний-экспортеров из России, встречаясь с Владимиром Путиным, пришли к договоренности относительно реализации валюты, что должно поддержать рубль. Одно из периодических изданий сообщило, что до наступления Нового года компаниями может быть реализовано порядка $10 миллиардов. Российский президент оценил объемы резервов валюты компаний в $300 миллиардов.

Антон Данилов-Данильян, являющийся сопредседателем «Деловой России» сказал, что $300 миллиардов это многовато, но $50-70 миллиардов, вполне реально. Данное значение идентично тем валютным суммам, которые были реализованы Центробанком с целью поддержания рубля. За минувший 2014 год регулятор реализовал около $85 миллиардов.

Как бы то ни было, но валютных вливаний полностью на 2015 год может быть недостаточно. Такое периодическое издание, как «Газета.ru» пыталось ознакомиться с подходами, призванными поддержать рубль при его падении.

Спекулянты остаются

Естественно, можно не «вытрясать» экспортеров, а «убрать» серьезных валютных покупателей. По факту, роль покупателей валюты на рынке должна исполняться одними только спекулянтами. В то же время, государственные предприятия, скупающие валюту для оплаты кредитов, зарубежные фирмы, репатриирующие собственную прибыль или выводящие капитал, а также частные большие компании, которые успели заключить контракты на приобретение за валюту дорогого сырья или оборудования, необходимо с рынка «вывести». Такое мнение высказал Антон Данилов-Данильян.
К примеру, с вышеперечисленными предприятиями предстоит заключить договорные отношения Внешэкономбанку. В данном случае курс доллара может рассматриваться в индивидуальном порядке. «Разговор может идти относительно 40-50 рублей за доллар. Отношения коммерческие. В данной ситуации нет необходимости в официозе и все действия должны осуществляться тихо, на основании договоров», — говорит он.

Несомненно, такая постановка вопроса выгодна для компаний, а для государства она фактически нейтральна. В данном случае Центробанк продолжает реализацию валюты для поддержания рублевого курса и не выдает ее Внешэкономбанку. «Для этого могут использоваться валютные репо или другие варианты. Далее, на сузившемся рынке у ЦБ появляется возможность незначительным числом интервенций поддержать рублевый курс и упрочить его», — выказывает свою уверенность Данилов-Данильян.

Такая практика применяется повсеместно. «Тонкости ручного управления демонстрируют высокий профессиональный уровень регулятора и подтверждают тот факт, что в нашем Центробанке руководство не предприняло этих шагов, но данная проблема ложится на плечи руководства. В остальных государствах такие меры принимаются в автоматическом режиме, тихо и не становятся известными для общественности. Никому этого знать и не стоит», — подытоживает глава «Деловой России».

В качестве другого элемента программы, который не требует введения новоявленных указов Центробанка, рассматриваются политические видео, интервенции словесного характера или же «рыночное заговаривание», что с особой активностью используется руководителями регуляторов за рубежом. К этим же мерам предлагает прибегнуть Олег Вьюгин, являющийся бывшим первым зампредседателя Центробанка, а в настоящее время находящийся на посту председателя директорского совета МДМ-банка, так как полагает, что у Центробанка других вариантов просто нет.

По мнению эксперта, в данном вопросе возможности Центробанка ограниченные. Россия в настоящее время находится в экономической изоляции, а как следствие, диалог с деловыми людьми предстоит вести властям или их представителям.

Константин Сонин, являющийся профессором Высшей экономической школы, полагает, что «у ЦБ Юдаевой и Набибуллиной и во времена до кризиса не имелось канала коммуникации, обеспечивающей доверие населения и рынка вообще».

Ограничения снятия валютных вкладов

«Когда у населения полностью пропадет доверие к банковским структурам, валютные вклады будут сниматься, а как следствие, для банков наступят сложные времена. Это заметно по ставкам межбанковского рынка валюты», — рассказывает Константин Сонин. В такой ситуации могут вводиться всевозможные формы контроля над валютой — различные варианты ограничений на зарубежные переводы или снятие.

«Если у рассматриваемых мер и наблюдаются положительные стороны, то их сложно назвать долгосрочными. Естественно, они способны приостановить отток финансов. Между тем, в долгосрочной перспективе будут проявляться отрицательные последствия, так как к банковским организациям доверие быстро восстановить невозможно», — объясняет эксперт.

Изменение ключевой ставки

Андрей Клепач, являющийся главным экономистом ВЭБ, а ранее занимавший пост заместителя министра развития экономики, считает, что Центробанк еще будет повышать ключевую ставку. С его точки зрения, уже в первом полугодии 2015 года она будет повышена. По мнению эксперта, увеличение показателя ключевой ставки банкам сделает деньги, которые для населения станут менее доступными и более дорогостоящими. Говоря иначе, определенному числу долларов на рынке валют будет противопоставлено меньше рублей, что в некоторой степени уменьшит спрос на валюту.

Временная остановка торгов

В настоящее время на Московской бирже в правилах проведения торговых операций с валютой не регламентируется ситуация их остановки. С этой целью Центробанком должно быть предоставлено отдельное предписание. Между тем, эксперты не рекомендуют обращаться к таким мерам.
Сергей Романчук, руководитель дилингового центра Металинвестбанка, говорит, что данная мера вредна. Валюта, это не акции и с самого начала торговля осуществляется не на бирже, а на международном межбанковском рынке. В такой ситуации Московская биржа лишится объема, так как торговля валютой будет проходить за ее пределами.

Остановка рефинансирования

Евгений Гавриленков, являющийся главным экономистом Sberbank CIB, полагает, что Центробанку необходимо прекратить процесс кредитного рефинансирования с заканчивающимися сроками погашения под обеспечение нерыночного характера, а также дать возможность ставке овернайт преодолеть верхний порог рассматриваемого диапазона. Экономист поясняет, что такая ситуация неизбежно приведет к тому, что рыночные участники, аккумулирующие валютные ценности в последние месяцы, приступят к ее реализации.

Валютный коридор

Разговор идет относительно поддержки колебаний курса рубля в определенных рамках посредством интервенций Центробанка в случае возникновения угрозы перехода установленных границ. В ноябре месяце минувшего 2014 года Российским Банком рубль был отпущен в свободное плавание, а собственные ежедневные валютные интервенции ограничены до показателя в $350 миллионов. Спустя несколько дней был реализован $1 миллиард. Разница заключается в том, что на рынке появление Центробанка было обязательным, а в настоящее время оно непредсказуемо, что для рыночных участников добавляет риска.

Академик РАН заведующий кафедрой РАНХиГС Абел Аганбегян полагает, что в настоящее время к валютному коридору возвратиться вряд ли получиться, так как для его поддержания не хватает финансов. Показатель золотовалютных резервов на начало декабря 2014 года составлял $418,9 миллиардов, а год назад эта цифра составляла $515,6 миллиардов.

«Так куда подевались $100 миллиардов? Если данные финансы были бы направлены на стимулирование роста и технологическое обновление экономики, рецессию и стагнацию удалось бы преодолеть и в новый год войти с ростом экономики в 2-3%, что эквивалентно двум годам инвестиций форсированного характера», — полагает Аганбегян.

По мнению Аганбегяна, единственный вариант укрепления национальной валюты и понижения уровня инфляции кроется в восстановлении роста экономики.

«Происходящее с рублевым курсом является отражением санкций, ставших результатом проведения государственной внешней политики и уменьшением стоимости нефти. Эти факторы неподвластны Центробанку и финансовым властям. Центробанк при стабильности данных факторов остается фактически бессильным» — рассказывает Константин Сонин.

Комментарии

blog comments powered by Disqus